"Если потерял глаз, и теперь в голове дырка – то почему бы не встроить в свободное место камеру?" - задается вопросом 36-летний режиссер-документалист из Канады Роб Спенс.
Именно так он планирует эксплуатировать свою травму, решив стать первым в мире кинооператором с 24-часовым рабочим днем. Спенс потерял глаз в детстве в результате неосторожного обращения с оружием. Много лет Роб проходил с черной пиратской повязкой, пока не сменил ее на глазной протез. Все это время Спенс находился под впечатлением от малобюджетных голливудских боевиков про супер-агентов, которые могли снимать видео при помощи встроенной в глаз камеры. Уже тогда он захотел претворить подобную идею в жизнь. В этом ему вызвались помочь ведущий специалист по кибернетическим организмам профессор Стив Манн и окулист Фил Боуэн. Втроем они разработали прототип абсолютно нового видеоустройства, подходящего для встраивания на место глазного яблока. На первый взгляд может показаться, что в глазнице достаточно места, чтобы разместить там любое устройство для записи видео, аналогичное тем, что встраивают в мобильные телефоны. Но в действительности задача оказалась гораздо сложнее – протез Роба имеет размеры 30 на 28 мм при толщине 9 мм. Оказалось, что площадь CMOS -матрицы, на которую будет проецироваться изображение, не должна превышать 8 на 8 миллиметров. Кроме того, в доступное пространство нужно уместить оптическую систему, беспроводной передатчик и аккумуляторную батарею, которая сможет обеспечить электроэнергией все компоненты хотя бы на несколько часов. Первоначально Спенс планировал обратиться за помощью к крупным производителям цифровых камер, но все они отказались помочь режиссеру. "Сейчас мне приходится выклянчивать, красть или покупать на черном рынке различные фотоматрицы, пытаясь подобрать наиболее подходящую", - признается Роб. Для решения этих проблем Манн и Боуэн разработали ряд принципиально новых компонентов для камеры. Главным из них станет гибкая петля из материала с кристаллической структурой. Она заменит стандартную видеоматрицу, построенную на монолитной микросхеме, и позволит сэкономить пространство. Для создания системы линз будет использован набор жидкостных пленок, разделенных микроскопическими полимерными пленками. Главное достоинство "жидких" линз заключается в их сверхкомпактности, а герметичные оболочки обеспечивают их долговечность. Еще одним препятствием при создании камеры стал ее вес. Он превышает массу стандартного глазного протеза. Конструкторам еще предстоит разрешить этот вопрос. "Излишний вес может привести к провисанию нижнего века и, как следствие, деформации лица", - утверждает Фил Боуэн. Пока решаются вопросы веса, размера и герметичности, Спенс занимается проблемой передачи данных. Для этого он планирует использовать встроенную в камеру антенну, которая будет передавать сигнал на приемник, расположенный в поясе Роба. А уже оттуда по проводам – на жесткий диск, спрятанный в рюкзаке. Дальше можно транслировать видеоизображение сразу на веб-сайт при помощи дополнительного ресивера, подключающегося к интернету по протоколу Wi-Fi. Встроенная камера не будет связана со зрительными нервами Роба – по решению режиссера она предназначена только для того, чтобы снимать происходящее вокруг. Коллеги Спенса – кинематографисты Канады – с долей дружеской иронии называют проект Роба "кино от первого лица в прямом смысле этого словосочетания". Спенс – не единственный, кто поставил перед собой задачу вмонтировать в глазной протез видеокамеру. Ту же цель преследует и голливудская актриса Таня Влах, потерявшая левый глаз в автокатастрофе. Заручившись поддержкой лечащего врача, она обратилась к инженерам-энтузиастам с просьбой создать для нее протез-камеру с поддержкой всех современных видеопротоколов.